postheadericon Симметрия и форма мышц

25 Симметрия и форма мышцФорма мышц и недостатки этой формы - дело настолько индивидуальное, что придумать нечто конкретное, подходящее лично вам довольно сложно. Разве что рассказать о спортивном пути известного атлета, у которого были проблемы с формой мышц. Ричард Гаспари - так зовут нашего очередного консультанта.
Американские спортивные обозреватели пишут о том, что нынешний Ричард кажется искусственно сконструированной в лаборатории идеальной моделью культуриста. Он обладает той особой комбинацией качеств, которая предопределяет возможность победы в этом виде спорта, и прежде всего отличным набором генетических предпосылок, как физических, так и психологических. Но наследственность стоит мало без упорного, быть может фанатичного стремления максимально реализовать ее. Какой путь прошел атлет от способного новичка до постоянного соперник^ самого Ли Хэйни?
Он пришел в бодибилдинг подростком. Однажды поставив себе целью создание тела чемпиона, он преодолел все препятствия.
Но Рич не просто работал - он работал умно. Соревнуясь в категории свыше 90 кг среди любителей, он представлял собой груду мышц, но симметрии, пропорций и формы мышц ему явно не хватало - ноги значительно превосходили верхнюю часть тела. Поэтому Ричард с помощью диеты и направленных тренировок сбросил вес, сбалансировал развитие и выиграл чемпионаты страны и мира. Далее стал постепенно увеличивать вес для профессиональных выступлений, обращая огромное внимание на пропорции и форму мышц.
В то время его карьера была очень успешной. Для каждого противника он находил ответ, для каждого препятствия - обходной маневр, но у самой вершины уперся в стену. Стена называлась Ли Хэйни. Встреча на турнире "Мистер Олимпия" - Рич второй. На следующий год победил всех, кроме непревзойденного Ли. В третий раз - то же самое. Хэйни - победа за победой, а Гаспари » вечно второй.
За годы правления Ли многие атлеты бросали ему вызов и терпели поражения. И очень немногие обладали тем упорством и той силой воли, которые позволили бы им не только с честью выйти из поражения, но и повторить вызов.
"Я не просто стараюсь стать финалистом и не отстать, но постоянно стремлюсь к прогрессу. В этом смысле Ли Хэйни чрезвычайно помогает мне - без противоборства с ним, постоянных усилий превзойти его, мое тело не было бы таким, как сегодня", - говорит Рич Гаспари.
И продолжает: "Я иногда слышу, что атлеты силой ведут себя в зал. Мне это чуждо. Среди всех дел тренировка - пик моего рабочего дня."
К преимуществам Гаспари относится врожденный ли, воспитанный ли "аппетит" к тренировкам, диете, аскетическому образу жизни атлета. Следующий важный фактор - это оптимальное соотношение "куража", уверенности в себе  даже самоуверенности с самокритичностью, реализмом, что позволяет с одной стороны, ставить перед собой самые высокие, труднодостижимой цели, с другой - анализировать свое телосложение и форму мышц, понимать сильные и слабые стороны и соответственно планировать тренировочную программу.
"В этом заключается парадокс культуризма, - объясняет Ричард. - Нужно быть уверенным и самокритичным. Сделать это трудно, ведь думая о слабостях, легко разочароваться, а поддавшись лести друзей и знакомых, еще легче недооценить недостатки, посчитав себя лучше, чем ты есть на самом деле".
Рич знает, что искать недостатки следует не на сцене, а перед зеркалом. "Не секрет, что моим основным недостатком как профессионала была симметрия и форма мышц. Но с каждым годом я старался ее улучшить..."
Попытка "оформить" талию, сделать ее более узкой и плотной, по совету Джо Вейдера не сводилась к тренировке прямых и косых мышц пресса, а сопровождалась дополнительной проработкой зубчатых и межреберных, так что показ пресса на сцене сопровождался демонстрацией развития всей нижней части торса.
Следующей проблемой было определение оптимального соревновательного веса. Рич вспоминает, что в начале карьеры он набирал излишнюю мышечную массу и выходил на сцену горой грубых мышц. Сброс веса и победа в более низкой весовой категории показали ему преимущества рельефа, симметрии и формы мышц. Но несколько лет ушло на поиск "идеального" веса и осознание того факта, что в течение всего года не стоит отходить слишком далеко от его сорев­новательных значений.
Оптическое соотношение между талией и плечевым поясом можно совершенствовать как за счет сужения талии, так и за счет расширения плеч. Изучая свое тело в зеркале, Рич заметил, что плечи у него средней ширины, а дельты - очень плотные и твердые. В результате его плечи зрительно выглядят уже, нежели на самом деле. Атлетом была разработана комплексная программа для развития дельт с акцентом на средний пучок с целью расширения плечевого пояса.
"На высших этажах бодибилдинга вы должны лепить свое тело, как Микеланджело, отсекая все лишнее, добиваясь совершенства каждой складки, изгиба, линии и формы мышц. Я понял  что моя огромная жимовая сила - одна из причин скромного вида моих дельт. Если вы бодиболдер, а не штангист или лифтинг, природная сила иногда может стать недостатком, а не преимуществом", - говорит Ричард.
С этой проблемой сталкиваются многие культуристы. Помимо традиционных плотных и "упрямых" голеней, предплечий  иногда трапеций, что характерно почти для всех, некоторые атлеты имеют индивидуальных "упрямцев" - мыш­цы, которые при тренировке "охотно" увеличивают силовой потенциал, но практически не отзываются увеличением объемов. У Гаспари такими мышцами оказались дельты.
"Первое, что я сделал - уменьшил количество жимов для дельты, уменьшил, но, конечно, не исключил полностью, что вызвало бы уменьшение массы дельт. Кроме того, я применил несколько новых приемов увеличения интенсивности тренировки."
Что же это за приемы для улучшения формы мышц?
Предварительное истощение. В тренировке Рича изолирующие движения на дельты (в основном разводки) предшествуют различным жимам.
Суперсеты. Целый комплекс упражнений для дельт разбивается на двойки и тройки и выполняется с минимальными перерывами.
Сверхчистая изолирующая техника. Ее характеризует полный диапазон движений, пиковое сокращение, непрерывное напряжение, отсутствие читинга, раскачивающих движений, помощи других мышц - под этой рубрикой собран ряд взаимодополняющих принципов.
Далее Рич поясняет их практическое применение: "Прежде я старался жать огромные веса и поднимать через стороны большие гантели, используя инерцию и помощь тела. Это дало мне сильные мышцы, но сопровождалось травмами и недостатком рельефа и формы мышц.
Теперь я все делаю как можно чище. Например, подъемы гантелей черед стороны выполняю сидя, держа тело абсолютно неподвижно, правой и левой рукой поочередно, полностью концентрируясь на наружной части дельты.
Упражнения с блоком идеальны, поскольку исключают читинг и помогают изолировать район, нуждающийся в наибольшей проработке."
И, наконец, формулирует свое атлетическое кредо: "Большие изменения в моем мышлении произошли, когда я перешел от предпочтения массы форме мышц и скульптурным пропорциям. Конечно, вначале необходимо построить основную  базовую массу. Но в определенный момент вы начинаете стремиться к эстетическому идеалу, созданному в голове.
Многие ребята могут нарастить в зале крупные мышцы. Но этого недостаточно для победы на чемпионатах мира. Чем дальше идете вперед, тем важнее становятся эстетические факторы. Вот почему я не намерен догонять объемы Ли Хэйни. На сцене важно, как вы выглядите, и чем пропорцио­нальней и симметричней ваша фигура, тем больше прикованы к вам глаза судей, тем выше ваши шансы на успех."

Источник: В. Плехов "Геракл"

Комментировать